Розничные цены на московских АЗС в два раза выше оптовых, и это при дешевой нефти
2009-01-13
В концепрошлого года глава Федеральной антимонопольнойслужбы(ФАС) Игорь Артемьев заявил, что цены на бензин в Россиидолжны быть снижены и в среднем составлять около 19 рублей за литр. Как объяснили в ФАС, в стоимости топлива 60% занимают налоги и прочие отчисления,которые идут в госказну. Но, даже если не касаться налогов, на российских АЗС творится беспредел. Если раньше власти ссылались на высокие мировые цены на нефть,которые за последние полгода упали на 72%, то теперь говорят о временном лаге, из-за которого цены на бензин якобы снижаются очень медленно, пишет "Московский комсомолец".Между тем, оптовыецены на бензин уже упалинастолько, что автозаправки сейчас, в условиях экономического кризиса, "гребут прибыль лопатой". По данным портала "Нефтегаз.ру",средняяоптовая цена тонны АИ-92 на 12 января 2009 года в Россиисоставила 10 342 рубля. "МК" выяснил, что в ряде российских регионов отпускныецены с нефтеперерабатывающих заводов на бензин этой марки уже упалиниже и этого уровня. Так, например,один из НПЗ предлагает 92-й бензин по цене 8 700 рублей за тонну. В Москве, правда, та же тонна стоит дороже — 12 500 рублей. Но средняярозничная цена на АЗС столицы на АИ-92 все еще превышает 20 рублей за литр. В то же время в Новосибирске, например,литр такого же бензина на заправках стоит 16,9 рубля.В одной только Москвесейчас насчитывается не меньше 4 000 000 частных автомобилей, каждый из которых потребляет в среднем в деньоколо 9 литровбензина. Получается, что столичные автомобилисты сжигают ежесуточноприблизительно 36 000 0000 литровбензина. Каждый из них приноситвладельцамавтозаправок от 8 до 10 рублей дохода. Одна из причин сложившейсяситуации, как пишет "МК", — в том, что значительнаячасть АЗС в России принадлежит так называемым вертикально интегрированным компаниям, то есть нефтяным гигантам,которые объединяют в себе весь производственно-торговый цикл: от добычи нефти и ее переработки до розничной торговли. Сейчас же, когданефть в мирестоитдешево, именно эти компании ставят условия коммерческого сотрудничества независимым сетям АЗС, компенсируя таким образом своиубытки внешней торговли на внутреннем рынке. Правда, и сами владельцы независимых АЗС не сопротивляются этому,ведь сверхдоходы перепадают и к ним в карман. Ситуация с ценами на бензин не изменится, так как для ограничения беспредела государство не устанавливает никаких барьеров - ни рыночных, ни административных, считает издание.А ведь властям, чтобы навести порядок в этомсекторе рынка, надо принять всего лишь одинзакон, который установит прогрессивнуюшкалу налогообложения при превышении определенного уровня рентабельности и будетотбирать у диктующих розничныецены монополистов 90 или 95% сверхдоходов,полученных от завышения цены.Однако гораздо более вероятно, что скоро государствостанет рассказывать про "справедливую цену" на топливо в стране, где стоимость бензина уже выше, чем в государствах-импортерах. А если еще и нефть вновь подорожает, то напомнит про "встроенность в системуглобальной мировой экономики", чобы обосновать очередное повышение цен.