Физики и математики взялись победить пробки в Москве своим методом
2009-01-15
Ученые взялись за решениетранспортной проблемы в Москве. Физики по записям видеокамер изучили потоки машин и сравнили их с движением жидкости. Математики, в свою очередь, пытаютсявывести формулу автомобильной пробки, передают "Вести-Москва". Как всегда, расчеты портитчеловеческий фактор. И физика, и математика – науки точные, а значит требуют четкихцифр и определений. Так, сколько машин передвигаются по московским трассам, известно, где и почему возникают пробки, также ясно. Казалось бы, все готово, чтобы выработать единую формулу, котораяпозволит организовать нормальное движение по дорогам. Однако ученые, изучающие транспортные потоки, столкнулись с совершеннонеисследованной областью – движениемавтомобилей в группе. Такое явление хорошо видно на примере Третьего кольца на участке Нижней Масловки. Для того, чтобы уйти на Новослободскую улицу в центргорода, часть автомобилей перемещается в правые ряды, остальные смещаются левее, чтобы уйти на Савеловскую эстакаду. В резульатеплотность автомобильных потоков остается прежней, интенсивность движения тоже стабильна, а средняяскорость, между тем, падает. В итогенеясно, какие параметры считать базовыми. Два года изучения ситуации на дорогах выявили основные помехи – о них уже знает каждый водитель. Это неудачно расположенные остановки, неудачный съезд-выезд на дороги,близко расположенный рынок, изменение количества рядов, а такженарушение водителями рядности возле светофоров."Разобраться с этими механизмами – и есть задача физиков транспортных потоков", - пояснил сотрудник теоретического отделаИнститутаобщейфизикиим.А.М.Прохорова РАН Игорь Лубашевский. Потоки машинфизики сравнивают со струями жидкости в трубе. Из-за присутствия на дороге человеческого фактора пришлось ввести в сложное двухуровневое уравнение новую величину – скорость перестроения автомобиля из полосы в полосу. Именно она становится показателем, демонстрирующим психологическое состояние водителя."Наиболее интересным здесь является третьеуравнение, как раз для скорости бокового движения, которое отражает следующую стратегию водителей. Все водители стремятся ехать с безопасной скоростью,перестраиваются в полосу с большей скоростью и достичь некоторой цели на дороге,которая задана координатами "Икс" и "Игрек", - рассказывает старший научныйсотрудникИнститута информатики и математическогомоделирования РАН Марина Трапезникова.Пока все разработки – только в теории, окончательного результата в этойматематике еще нет. Практика требуетконкретных цифр, чтобы проводить конкретные расчеты и получать реальные прогнозы."Транспортный поток описывается некими соотношениями, уравнениями. Что значитпрогноз? Если мы знаем, что делается сейчас, мы можем с определённой долейприближения, сказать, что будет через "дельта-Т" – время", - отмечаетзаведующий кафедрой высшей математики и отделаматематическогомоделированияМАДИ Александр Буслаев.